Танец мира, любви и здравия - «Хубба» в исполнении ассирийского танцевального коллектива «Саара» / Фото Натальи Шамовой.

Культура, традиции
Утилиты
Типографика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ассирийское государство исчезло с карты мира более двух тысяч лет назад, но его народ, расселившийся по многим странам и континентам, стремится сохранить традиции и обычаи предков. Не раствориться в других культурах, не растеряться, гордиться своей давно исчезнувшей родиной, готовить блюда по рецептам далеких предков и продолжать говорить на языке Иисуса Христа ассирийскому народу помогает не только генетическая память.

Большим подспорьем становятся центры и автономии, а еще - фестиваль национальных культур «Хубба», рожденный в кубанском селе Урмия, известном как место самого компактного проживания ассирийцев России.

У этих людей с точеными профилями, так похожими на те, что мы привыкли видеть в иллюстрациях к Библии и литературе по Древней истории, - единая культурная сокровищница. Приоткрыть, и уж тем более воспользоваться ее бесценными дарами могут не все: рассеянные по миру потомки древнеассирийского государства под влиянием культур других стран постепенно утрачивают собственные национальные традиции и ценности. Большую лепту в сохранение самобытности ассирийского народа вносит национальный фестиваль «Хубба».

Многие из ассирийцев, впервые приезжающие на фестиваль, с удивлением обнаруживают, что существуют близкие им по духу древние круговые танцы с их невероятной энергетикой, что хозяйки сохранили, передают от матери к дочери старинные рецепты национальной кухни, семьи говорят и молятся на языке Спасителя, что в библиотеках есть книги с национальными сказками, которые так любят ассирийские ребятишки. К слову говоря, к детям, как продолжателям сохранения самобытности народа, ассирийцы относятся очень трепетно.

Переселение на Кубань - страница истории

В зарисовке переселения ассирийцев на Кубань, поставленной участниками фестиваля «Хубба»,  были использованы старинные иконы, принадлежавшие первым поселенцам / Фото Натальи Шамовой.

Переселение ассирийцев на Кубань - часть истории. А потому события без малого вековой давности передаются из уст в уста уже пятому поколению урмийцев. О них во время вечерних посиделок, прогулок по сельским улочкам рассказывают и гостям.

Говорят, кубанское село Урмия, названное в честь исторической Родины ассирийцев - города Урмия, невероятно похоже на иранскую местность. Даже пейзаж мало чем отличается: те же пирамидальные тополя, те же травы, картофельные поля и подсолнухи.

Село Урмия появилось на карте нашей страны в 20-х годах. На Кубань этот народ попал неслучайно. В начале ХХ века в северной Персии стояли русские войска, значительная часть которых была представлена полком казачьих войск Лабинского округа. Между кубанскими казаками и ассирийцами зародились тесные дружеские отношения, а потому, когда начались гонения, ассирийцы устремились в этот благодатный край.

По сей день урмийцы не забыли о протянутой руке помощи и с признательностью относятся к кубанцам за то, что те, без малого сто лет назад, дали им приют. По первому зову страны, в годы Великой Отечественной войны ассирийцы, как все жители страны Советов, встали на ее защиту. Они воевали, ковали победу в тылу, а после вместе с казаками восстанавливали народное хозяйство.

Соседям-кубанцам в Урмии рады всегда, в особенности, когда в селе празднично звучит зурна. Да и самим урмийцам пришлись по душе кубанские танцы и песни, которые они поют наряду со своими.

В любую вещь впечатан культурный текст

Гонимые за веру, ассирийцы брали с собой только самое дорогое: в ряду домашнего скарба и икон оказались камни-мельницы «джаруста». Вес каждого - почти двадцать пять килограммов. Сегодня, спустя годы, мельницы по-прежнему живы, как жива и традиция перемалывать в их жерновах семена бобовых, злаков. Именно «джаруста», принесенные первыми переселенцами, используются для приготовления традиционных национальных блюд. Ассирийцы верят, что перенятая от предков культурная составляющая становится частью их самих. Одну из вековых мельниц бережно хранит семья Анжелины Джемо (в девичестве Зиро). Принадлежала она деду Анжелины по материнской линии - Ивану Мурадову, предки которого переселились из Турции. Как правило, в наши дни «джаруста» используется для приготовления национального блюда «проха» - символа религиозного праздника «Прощение Ниневитян» (Баутен Нинве). Прежде чем приступить к работе, хозяйки постятся, получают благословение священника.

Доброй традицией урмийцев, появившейся уже на Кубани, стало встречать дорогих гостей не только ассирийскими лавашами, но и кубанским хлебом с солью.

Говоря о вещественных ценностях, стоит упомянуть православные святыни, с которыми ассирийцы проделали долгий путь на Кубань. В их числе - распятие Иисуса Христа, доставшееся по наследству Аврааму Алексанову от деда Андреюса Алексанова, икона Всевышнего и Пресвятой Богородицы. Хранительницей древних икон в наши дни стала Жанна Садо - внучка Ивана и Марии Мурадовых. Эти домашние святыни, использованные в театрализованной зарисовке «История села», представленной участникам и гостям фестиваля «Хубба», невидимой силой сопровождали и продолжают сопровождать потомков древнего народа, претерпевшего гонения за Христа. Сколько раз звучали на арамейском языке молитвы Спасителю и Пресвятой Богородице, знают только сами образа.

Гости Урмии из уст в уста передают историю еще двух святынь: Библии, при помощи которой совершал церковные таинства первый урмийский священник отец Харлампий, и молитвы, которой он в 1941 году благословил уходящего на фронт сына Юхана. Юхан Осипов дошел до Берлина и невредимым вернулся в родное село. К имени этого человека мы еще вернемся. А пока скажем, что в наши дни святыни бережно хранят внучки отца Харлампия - Сурьма и Надежда. Можно не сомневаться в том, что Библия, молитва, написанная на бумаге, и молитва, возносимая на Небесах, хранят всех потомков рода Осиповых.

Знает об этих святынях и настоятель церкви святого Георгия Победоносца, ассирийской святой соборной апостольской церкви Востока города Краснодара каша раби Путрус. Он - частый гость Урмии. Будь то фестиваль или будний день, во время приездов отец Путрус непременно откликается на требы верующих: исповедует и причащает страждущих, освещает жилища. К слову говоря, служба в окормляемой им церкви ведется на староассирийском - классическом арамейском языке. По словам священника, он готов послужить Господу и передать свои знания настоятелю урмийского храма преподобного Ефрема Сирина. Внесенная таким образом лепта, по его мнению, будет служить сохранению и укреплению духовных ценностей ассирийцев. Здесь стоит отметить, что храм Ефрема Сирина построен на пожертвования ассирийцев страны. А заложен он на паевой земле Юхана Осипова, который хотел, чтобы дело его отца продолжало жить в делах потомков.

Мы помним тебя, ассирийский солдат

В годы Великой Отечественной войны многие ассирийцы, проживавшие в то время на территории нашей страны, сражались в рядах Красной Армии. Среди них есть генералы и Герои Советского Союза. Свои герои есть и урмийцев.

Не первый год штрихами фестиваля «Хубба» становятся оранжево-черные цвета - цвета Георгиевских лент. Собираясь у обелиска участникам Великой Отечественной войны, урмийцы и гости села вспоминают имена не только тех ста ассирийцев, что ушли на фронт, но и всех тех, кто приближал Победу во Второй мировой войне. Среди них - ассирийцы Ирана, Сирии, Ливана и Ирака (проживавшие на территории древнего ассирийского государства). Девятилетняя Мария Осипова пятый раз приехала на родину прадеда Юхана Осипова, чтобы пронести его портрет в составе «Бессмертного полка» и станцевать знаменитый Шейхане. Это для ее деда отеческим благословением стала молитва отца Гаруна (в крещении Харлампий). Красноармеец Осипов ушел на фронт в 1941 году. В 1943-м, при освобождении Новороссийска, получил медаль «За оборону Кавказа». Принимал участие в освобождении Курска, Чернигова, Эстонии, Латвии. Долгожданный День Победы встретил в Берлине. Награжден медалью «За Отвагу», медалью Жукова, орденом Славы I степени. В послевоенные годы им внесен большой вклад в развитие колхоза им. Жданова, где Юхан Харлампиевич трудился агрономом. Отдельной строкой в его жизни идет просветительская работа среди ассирийцев. Та сила, с которой он сражался с забвением культурного наследия, та безмерная любовь к своему народу продолжают жить в детях, внуках и правнуках. В ассирийской церкви Востока Мария Осипова изучает традиции, культуру, ассирийский язык, поет в церковном хоре. В Центре национальных культур занимается национальными ассирийскими танцами в составе коллектива «Ниневята».

«Шлама аллохун, Хубба!»

Слова «Хубба» и «Урмия» знакомы очень многим ассирийцам России, фестиваль собирает на урмийской земле представителей разных регионов. Все они становятся зрителями, а где-то и непосредственными участниками фестиваля. Встретив человека, здесь говорят: «Шлама аллохун!», что в переводе с ассирийского означает «мир тебе», или «здравствуй». В ответ на услышанное приветствие звучит ответное: «Пшена тилохун!» - в переводе на русский «на радость пришли». В этом году слова приветствия сказали друг другу жители Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Майкопа, Сочи, Новороссийска, Крымска, Армавира, Шахт, станиц Динская и Афипская.

Каждый год на фестивале вспыхивают звездочки. Непосредственная, обаятельная, Камилла Ушакова из Краснодара очаровала урмийцев и гостей «Хуббы». Четырехлетняя малышка вместе с родителями и бабушкой Сирануш Григорьевной Ушаковой живут в Краснодаре. Родина бабушки, с ее широкими полями, пасущимися коровами и козами, где Сирануш Григорьевна работала в полеводческой бригаде колхоза им. Жданова, пришлась по душе и внучке. С открытой душой Камилла демонстрировала участникам и гостям фестиваля знание ассирийских песен и танцев. «Таты-таты» - одна из ее любимых. На «Хуббе» в свое время познакомились ее родители. Бабушке Сирануш - 87 лет. У нее трое детей, шестеро внуков и восемь правнуков. Но она находит в себе силы приехать в родное село. Поселившись в семье внука, Сирануш Григорьевна поделилась с невесткой опытом в приготовлении блюд национальной кухни - нашара, бушаля, джажик, долма, гарриса, чадэ.

Предки современных ассирийцев в своем большинстве долгожители. Объяснением этому служат посты, которые они держали на протяжении всего церковного календарного цикла, обилие кисломолочной пищи и зелени.

Блюдами национальной кухни угощали гостей фестиваля и хозяйки Урмии. Не один день посвятила приготовлениям выставки блюд ассирийской кухни Роза Швец. Без малого три десятка лет именно она потчует дорогих гостей «Хуббы».

На протяжении трех дней, практически без ночного отдыха, участники фестиваля ходили друг к другу в гости, пели и... танцевали. Самый популярный танец - Шейхане. Его танцуют все от мала до велика во всем мире. Держась за руки, танцоры образуют круг и движутся по нему несколько часов к ряду. Эта древняя радостная пляска не просто мистерия ощущения силы жизни, но и способ общения.

Лики ассирийских красавиц

Для ассирийских красавиц долгожданным моментом фестиваля становится объявление мисс Хубба. Критерии отбора непростые: наряду с красотой, грацией и обаянием, девушка непременно должна владеть ассирийским языком и вносить посильный вклад в сохранение ассирийской культуры. В этом году корона «Мисс Хубба-28» легла на голову Валентины Азизовой из города Ростов-на-Дону. Валентине 20 лет, она будущий врач-стоматолог. В этом году на фестиваль «Хубба» Валентина приехала девятый раз. Вместе с ней урмийцев навещает ее большая семья. На «Хуббе» десять лет назад старший брат Михаил познакомился со своей нынешней супругой Ниневией. В 2011 году, когда Валентине было 11 лет, титул «Мисс Хубба-20» завоевала именно красавица Ниневия. Валентина свободно владеет родным языком - в семье все говорили и говорят на ассирийском. В детстве и юности она посещала организацию «Дети Ассирии» при Покровском храме, где изучала историю и традиции ассирийского народа. Занималась в ансамбле ассирийских танцев «Атра». Ее любимый национальный танец Багие. Родной брат Валентины Давид Азизов - капитан ростовской футбольной команды. Победа ростовчан в дружеских матчах, проведенных в рамках фестиваля, и корона Валентины стали подарками для ассирийцев Ростова. По словам Валентины, она, ее родные и друзья каждый год ждут «Хуббы»: специально к этому времени подгоняют неоконченные дела и берут отпуска.

Короны «Мисс Очарование-28» удостоена 19-летняя Манана Саумова. Манана - внучка Радика Саумова, в прошлом председателя ассирийского общества во Владикавказе. В свое время Манана принимала активное участие в проведении национальных праздников, встреч, конференций. Сегодня, будучи воспитанницей Московской школы олимпийского резерва, она прославляет ассирийский народ мастерским владением шпагой. За десять лет спортивной карьеры в арсенале ее достижений - победы первенств России по шпаге, призовые места на первенствах мира и Европы.

Пусть и без короны «Мисс Хубба» праздник украсила еще одна ассирийская женщина. Ее имя - Серафима Георгизова. На земле предков, в день открытия мемориальной доски, посвященной ее деду Инвии Георгизову, Серафима отметила свой юбилейный день рождения. С гордостью и большой любовью внучка раби Инвии отзывается о дорогом сердцу человеке. На протяжении тридцати лет, с 1932 года, Инвия Георгизов был директором школы. В этом году урмийской школе присвоено его имя. При жизни для многих он был раби Инвия, люди уважали его и спрашивали совета. Сегодня Инвию Георгизова называют не просто учителем - для многих ассирийцев Урмии именно он стал просветителем и хранителем национальной культуры. При активном участии Инвии Георгиевича начальная школа была преобразована в 7-летнюю, в Урмии были открыты: клуб, изба-читальня, детский сад, амбулатория.

Многолика наша земля. Предки современных ассирийцев, помимо всего прочего, когда-то изобрели колесо со спицами, колесницу, календарь, разделили год на 12 месяцев. За тысячелетия существования этого народа сделано многое. Многое сделать еще только предстоит. Главное - сохранить лик ассирийского народа.

Селу Урмия - 95

Нынешний фестиваль «Хубба» был посвящен 95-летию основания села Урмия. Поддержать ассирийцев в деле сохранения национальной идентичности и культуры приехали руководители ассирийских общественных организаций, представители центров культур различных народов, национальные творческие коллективы, футбольные команды, делегации и гости из разных городов страны.

Делегацию Курганинского муниципалитета представляли заместитель главы района, управляющий делами Дмитрий Шунин и глава Новоалексеевского сельского поселения Виталий Покусайлов.

И. о. председателя национально-культурной автономии ассирийцев Краснодарского края « Хаядта» Алла Георгизова вручает Благодарность заместителю главы района, управляющему делами Дмитрию Шунину / Фото Натальи Шамовой.

Дмитрий Шунин поздравил урмийцев с юбилеем села, вручил активистам и общественникам Урмии приветственные адреса и Благодарственные письма за подписью главы района Андрея Ворушилина.

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Яндекс.Погода